Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Полезные ссылки

 

анкета по удовлетворенности системой образования

 
 

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Учитель логопед

 

Вас приветствует учитель-логопед МКДОУ "Детский сад комбинированного вида № 6 "Аленький цветочек"

Белобородова Нелля Владимировна (ссылка на страничку http://www.maam.ru/users/619277)

 

Образование:

Высшее педагогическое, ИГПИ, 1995 по специалоьности "Дефектология"

     

 

Основные направления в работе учителя-логопеда:

Ранняя помощь детям с трудностями развития и нарушениями соматического и нервно-психического здоровья является приоритетным направлением современной коррекционной педагогики. 

В течение последних 6 лет наше дошкольное учреждение работает по программе «Технология диагностики и коррекции психофизического развития детей раннего возраста в условиях ДОУ». Необходимость внедрения данной программы обоснована высоким процентом нарушений речевого и психологического состояния детей раннего возраста. Реализуя задачи психолого-логопедического сопровождения детей раннего возраста в рамках программы, я так определила цель своей работы: логопедическая помощь детям с трудностями развития и их семьям. При этом в поле нашего зрения оказались следующие группы детей: дети с проблемами психоречевого развития и поведения; дети, чьи проблемы обусловлены неблагоприятными внутрисемейными факторами, в связи с чем работа с их семьями требует специального подхода; дети с выраженными трудностями развития, требующие комплексной коррекционной помощи ( медицинской, психологической, педагогической, логопедической). 

Логопедическая помощь

Логопедическое консультирование в общем медико-психолого-педагогическом комплексе: логопедическая диагностика, определение речевого статуса ребёнка; помощь педагогам группы в оптимизации условий речевой коррекции; логопедический блок рекомендаций в индивидуально-ориентированной программе коррекционно-развивающей работы с детьми;

  • Коррекционно-развивающие занятия ( индивидуальные и групповые, как с родителями, так и с детьми)
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ ( педагогами, психологом, медработниками)
  • Психолого-педагогическое просвещение ( как внутри ДОУ, так и в СМИ города, в женских и детских консультациях, поликлиниках ит.д.)

Задачи работы заключаются в:

  • Диагностике особенностей речевого развития детей
  • Выявление детей «группы риска», у которых высока вероятность закрепления речевых нарушений
  • Проведение мероприятий по оптимизации педагогического контакта с этими детьми

 Созданная модель коррекционно-речевой работы с маленькими детьми  позволяет:

- максимально рано выявить детей с задержками речевого развития

- сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия

- целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.

Работа организуется поэтапно по следующим разделам:

 Коррекционно-логопедическая работа:

  • Развитие общих речевых навыков
  • Коррекция звукопроизношения
  • Работа над слоговой структурой слова
  • Развитие фонематического анализа
  • Обогащение лексики
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Коррекция основных психических процессов
  • Использование арттерапевтических методов

Особое внимание уделяется  решению задачи сохранения и укрепления психофизического здоровья детей ДОУ через повышение педагогического  мастерства и деловой квалификации в вопросах здоровьясбережения.  Анализ обследования детей показывает, что речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, восприятия цветов и оттенков, что в конечном  итоге, без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения. Исходя из этого, насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

-сохранение физического и психического здоровья детей с недостатками речи

-нормализация двигательной активности

-коррекция недостатков просадической, выразительной, эмоциональной стороны речи

-успешная социализация детей с дефектами речи

       При проведении логопедической работы я  использую приёмы технологии сохранения здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, к ним относятся: динамические паузы, физминутки, пальчиковые и дыхательные упражнения. В качестве коррекционных технологий использую сказкотерапию, песочную терапию, психогимнастику, фонетическую ритмику. Проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа реализуют цели технологий обучения здоровому образу жизни.   На фоне комплексной логопедической помощи эти приёмы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

    Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость, развивают активность, стабилизируют эмоциональное состояние, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, позволяют развить фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений. Опыт использования данной терапии показал, что дети, имеющие задержку речевого развития, ОНР и другие речевые диагнозы, где затруднены  речевые средства самовыражения и коммуникации,  имеют более свободную форму выражения своих мыслей, чувств, желаний, что позволяет в короткие сроки установить контакт с ребёнком, понять причину его сложностей, его отношения к ним и используя невербальные средства общения, символический язык игры, расширить объём понимания ребёнком активной речи, овладеть языковыми средствами общения и помочь ребёнку в эмоционально-личностном общении с другими детьми, личностном росте.

      Для повышения эффективности логопедических занятий, расширения возможностей логопедического воздействия как на детей раннего возраста, так и для детей старших возрастных групп, я разработала  программу с использованием сказкотерапии «Играем вместе».

Рисование по мотивам сказки, работа с графическим материалом, активная работа с текстом, где обсуждаются мотивы поведения персонажей, проигрывание эпизодов сказки, даёт возможность ребёнку прочувствовать эмоционально-значимые ситуации, «сыграть» эмоции, а в дальнейшем и передать их словами, творческая работа по мотивам сказки позволяет развить и творческие способности детей, активизировать интерес к содержанию логопедических занятий.

     Занятия разделены на 3 блока: подготовительный, включающий в себя 8 индивидуальных занятий, основной блок, в котором 38 подгрупповых занятий и заключительный этап, состоящий из 8 занятий. Занятия проводятся 2- 3 раза в неделю длительностью 20-30 минут.

      После проведения  системы занятий с использованием сказкотерапии , песочной как дополнительных методов на логопедических занятиях, у детей расширился объём пассивного и активного словаря, улучшилось понимание обращенной речи, повысилась речевая активность, развились коммуникативные навыки как с детьми, так и со взрослыми. Дети стали активнее принимать участие в утренниках, перестали бояться выступать, рассказывать стихи, эмоционально раскрепостились, улучшилось взаимоотношение со сверстниками, игра.

      Но говоря о результатах, хочется отметить и сложности, так как из-за частых заболеваний, детей, пропусков,  не всегда должной активности со стороны родителей по ряду причин, смене педагогического коллектива не всегда добиваемся  той динамики в речевом и психоэмоциональном состоянии, которую хотелось бы увидеть у детей.  

       Поэтому привлечение родителей, повышение их заинтересованности и понимания важности ранней логопедической помощи, является одной из главных задач логопедического коррекционного процесса.

  В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет, умеют найти адекватные пути воздействия них. В большинстве семей сохраняется представление о раннем детстве как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие, речевое начинается после трёх лет. В результате внимание сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим  уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша также, как 5-7 летнего. Часто приходится констатировать, что любое, даже незначительное неблагополучие, сильно осложняется семейными проблемами, вследствие чего работа в родительской группе строится на понимании особенностей своего ребёнка, своих  творческих способностей в воспитании ребёнка. В процессе совместных занятий, показа упражнений в игровой форме, использование сказкотерапии, арттерапевтических упражнений в процессе развития речи ребёнка, ребёнок и родитель сами строят новые отношения, которые снимают существующие проблемы, стимулируют у него общее психическое, речевое развитие и личностный рост. Сделать родителей активными участниками логопедического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка помогают следующие формы взаимодействия:

  1. организационные и информационно- тематические родительские собрания, где родителей знакомят с нормативными документами, программами, с результатами работы.
  2. информационные уголки речевого развития детей, в которых содержатся материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.
  3. Индивидуальные консультации логопеда, где на первом этапе инициатором могут выступать педагоги, а в дальнейшем повышение уровня педагогических знаний помогает родителям осознать и сформулировать вопросы, связанные с развитием ребёнка.
  4. Лектории « Школа молодой семьи». Первоначально на этих встречах давались практические советы о том, как воздействовать на речевое развитие ребёнка. Однако опыт показал, что родителям необходимо ещё и пояснить механизм воздействия этих упражнений. Теоретический аспект всегда вызывает у родителей интерес, и методические рецепты выполняются осознанно и более качественно.

Из наблюдений за родителями детей, имеющих речевые сложности, я заметила, что   взрослые, общаясь с ребёнком, стараются подстроиться под их язык. Споры о том, насколько это хорошо, не прекращаются, но многие элементы этого речевого общения облегчают ребёнку раннего возраста постижение языка. К числу таких элементов относятся:

    • Более высокий тембр голоса, привлекающий внимание ребёнка
    • Замедленный темп речи с отчётливой артикуляцией позволяет ребёнку различать отдельные слова. Той же цели служит выделение или повторение слова( какая бооольшая собачка-большая собачка)
    • Короткие фразы лучше длинных периодов помогают ребёнку усвоить грамматический строй. Не следует, однако, совсем избегать сложных фраз: дети, чьи родители используют много придаточных предложений, быстрее овладевают этим искусством.
    • Повторение слов ребёнка показывает ему, что его поняли, исправление неверно построенных фраз расширяет его репертуар. Есть лишь одна особенность родительской речи, мешающая ребёнку: замена местоимения «ты» на имя собственное( Андрюша хочет покачаться) в сознании ребёнка путаются твоё «ты» и моё»я»

Внешние впечатления, полученные в раннем детстве, важны для создания и расширения словарного запаса, его объём напрямую зависит от того, много ли мать разговаривает со своим ребёнком. Если ребёнку досталась «болтливая» мать, то к 1г 8 мес. он знает в среднем на 131 слово больше, чем ребёнок молчаливой мамы. К двум годам разрыв увеличивается до 295 слов. Важнейшее условие- частота употребления различных слов. Бурный рост словарного запаса и синтаксически правильное построение предложений обеспечивается лишь живым языком общения, неумолчное болтание телевизора не стимулирует речевое развитие ребёнка, поскольку речь должна быть связана с происходящими событиями, иначе это просто шум. Это справедливо и по отношению к другим аспектам развития познавательных навыков: информация, воспринимаемая в эмоциональном контексте,  воздействует сильнее, чем голые факты . Причинно-следственная связь, ключевой компонент логики, так же лучше постигается через эмоцию: если я улыбнусь, мама улыбнётся мне в ответ. Ощущение, что одно вызывает другое, включает в сеть синапсы, которые могут поддержать и другие более сложные модели причинно-следственных связей. Чувства, понятия и речь начинают связываться воедино с первого года жизни ребёнка. Другой путь к подключению синапсов лежит через его врождённую способность улавливать гармонию. Исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений, как она помогает к примеру, собрать воедино разъятую на части фигурку зайца, изображённую на картинке. Это понимание лежит в основе математики, игры в шахматы.

Работая с родителями, предлагаю совместную работу с ребёнком с использованием красок, это способствует психоэмоциональному и речевому развитию малыша, посредством совместного творчества матери и ребёнка налаживается контакт, снимаются отрицательные эмоции у малыша, активизируются положительные, а самое главное, ребёнок может восполнить дефицит общения, повысится его активность. Работа может проводиться как за столом, так и в том положении, в котором удобно ребёнку, выбор цвета зависит от внутреннего состояния ребёнка, продолжительность может быть различной, от нескольких секунд и до 20 минут. Общаясь таким образом, родители помогают ребёнку доверять окружающему.

В результате использования всех основных и дополнительных средств логопедического воздействия у детей отмечается положительная динамика в развитии речи, коррекции общего недоразвития речи. 

Работа учителя-логопеда взаимосвязана с другими узкими специалистами и педагогами как дошкольного учреждения, так и педагогами города. На протяжении последних 11 лет являюсь членом городской Медико-психолого-педагогической комиссии, что позволяет использовать данный опыт работы в вопросах дифференциальной диагностики речевого и психического развития детей.  

Совместно с учителями-логопедами года разработали пакет диагностического материала обследования речи детей раннего возраста, а также рекомендации по работе с родителями.