Доронина Татьяна Сергеевна, старший воспитатель
Образовательный ценз : высшее педагогическое образование (ИГПУ, 2017) факультет дошкольной педагогиии психологии
Курсы повышения квалификации: ГАУ ДПО ИРО-2020
Квалификационная категория по должности "Старший воспитатель" - 1.
Общий стаж педагогической работы -10 лет.
Стаж работы в должности старшего воспитателя - 5мес.
Нормативные документиы, регламентирующие образовательный процесс ДОУ
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) |
Методические рекомендации по составлению НОД |
Модель образовательной деятельности ДОУ |
Положение о режиме образовательной деятельности ДОУ |
Годовое планирование образовательной деятельности
Годовой план работы на 2017-2018 гг |
Годовой план работы на 2019-2020 гг |
Методические и иные документы, разработанные МКДОУ "Детский сад комбинированного вида № 6 "Аленький цветочек" для обеспечения образовательного процесса:
1. В решении вопросов здоровьесбережения в вариативной части представлена авторская разработка радикального типа Авторская программа инструктора по физической культуре Тарарухиной Т.В.
Программа утверждена и рекомендована к использованию в ДОУ районным экспертным советом по инновационной деятельности.
Программа является результатом многолетнего опыта работы автора, инструктора по физическому воспитанию детей.
Актуальность программы продиктована необходимостью усиления внимания к вопросам здоровьесбережения детей раннего и младшего дошкольного возраста в образовательной среде ДОУ. Актуальной программы заключается в увеличении числа детей страдающих хроническими заболеваниями разной этиологии. Представленные в программе оздоровительные технологии пополнят и разнообразят физкультурные занятия с детьми, будут способствовать укреплению психофизического здоровья и укреплению иммунитета.
В качестве дополнения к примерному перспективному планированию автор предлагает диск с картотекой и комплексами различных видов гимнастик, динамических пауз, физкультурных занятий, а также игры в основу которых заложены нетрадиционные оздоровительные методики: ароматерапия, релаксация, самомассаж)
2. В организации экологического образования дошкольников широко используется авторская педагогическая разработка (методические рекомендации)
«Внедрение региональных экологических программ «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным ми ром Прибайкалья» (Горбунова В.А., Мишарина Л.А..); «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» (Мишарина Л.А..) в образовательный процесс ДОУ» (Научный консультант кандидат пед. наук, доцент ИГПУ Мишарина Л.А., члены творческой лаборатории: Мыльникова Ю.А. , Ибраева А.М. , Петрова Ж.С., Хазова Г.А., Чубарева И.А. )
Авторский коллектив педагогов пособия предлагают апробированную на практике систему работы по использованию авторских региональных экологических программ «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья» (Горбунова В.А., Мишарина Л.А.); «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» (Мищарина Л.А.) в реализации содержания экологического воспитания личности ребенка. Особое внимание уделяется развитию у детей 2-7 г. жизни экологических знаний о природной среде Прибайкалья через обеспечение системного подхода к экологическому образованию дошкольников в процессе организации совместной деятельности воспитателя с детьми, интеграцию разных видов деятельности, внедрение наиболее эффективных технологий, форм, методов взаимодействия с детьми с учетом экологического окружения ДОУ.
Пособие содержит приложение в виде модели образовательного процесса с учетом содержания экологических программ, диагностических методик, примерного перспективного планирования с учетом природного окружения ДОУ по ознакомлению детей 2-7 лет с особенностями природы Прибайкалья с предоставлением практического материала для реализации данных рекомендаций в практике дошкольных учреждений, критериев усвоения программного материала.
3. В создании условий здоровьесберегающего пространства широко используется авторские методические рекомендации "Профессиональная позиция педагога к ЗОЖ – залог здоровья воспитанников ДОУ" .
Автор разработки: Авторский коллектив МКДОУ №6 «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» : Бутакова Н.В., Мельничук М.В., Тарарухина Т.В.
Научный консультант: Кандидат медицинских наук, психолог, доцент кафедры начальных ступеней развития ребенка ИИПКРО Галазий О.В
Содержание данных методических рекомендаций - результат опытно-экспериментальной работы по реализации образовательного проекта «Профессиональная позиция педагога к ЗОЖ-основа здоровья воспитанника ДОУ» в рамках реализации мегапроекта ОГОУ ДПО ИИПКРО «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования»
Новизна: Заключается в обосновании комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное сохранение здоровья у педагогов ДОУ и формирование у них в процессе деятельности ответственного профессионального поведения, направленного на здоровье.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников – приоритетное направление деятельности ДОО. В период введения ФГОС ДО эта работа требует от воспитателя особого внимания в плане организации и контроля. Поэтому при ее осуществлении целесообразно опираться на аналитические таблицы и схемы, примеры которых представлены в данной статье.
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие1.
В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Дошкольный возраст — важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Наши мальчики сильны, а девочки грациозны и легки! (гендерный подход в физическом развитии детей)
Как отмечают специалисты, кроме неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических условий, на рост, развитие и здоровье детей отрицательно влияет и ряд педагогических факторов:
В сложившейся ситуации, когда нет ни одной комплексной образовательной программы дошкольного образования, о которой можно с уверенностью сказать, что она соответствует ФГОС ДО, детские сады разрабатывают свою образовательную программу в первую очередь в соответствии со Стандартом, выстраивая воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.
При этом для решения вопросов отрицательного влияния перечисленных педагогических факторов, охрана здоровья воспитанников должна быть включена в число приоритетных направлений деятельности ДОО при тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Кроме того, в работу с дошкольниками важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу.
Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.
Так, педагог должен владеть основами здорового образа жизни, личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Уметь наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка2.
Футбольное поле — отличное место для игры в мяч. Воздушные шары — хороший тренажер на развитие ловкости у дошкольников
Также важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОО средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Происходящие в системе дошкольного образования изменения заставляют педагогические коллективы взглянуть на работу с дошкольниками под другим углом. Особого внимания требует организация контроля воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО, для осуществления которого могут использоваться предлагаемые специалистами и самостоятельно разработанные на их основе аналитические таблицы, схемы.
В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлен план тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО», разработанный с целью анализа психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, и подобранные для его осуществления оценочные карты, которые помогут выявить проблемные зоны и вовремя скорректировать работу педагогов в данном направлении.
Раздел |
Содержание |
Методика |
Ответственный |
Диагностика сформированности физических качеств детей и психологического климата в группах |
Анализ развития физических качеств детей |
Диагностика развития физических качеств |
Инструктор по физической культуре |
Определение психологического климата в группах на основании синтеза данных по параметрам: отношение к детскому саду, воспитателю, специально организованной образовательной деятельности, детям группы, удовлетворенности межличностными отношениями |
Наблюдение за деятельностью воспитателя, стилем его общения с детьми в группе. Наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности. Методика «Цветовой тест отношений». Беседа с детьми |
Педагог-психолог |
|
Уровень профессионального мастерства воспитателя и инструктора по физической культуре |
Содержание работы по укреплению здоровья детей, организация прогулки. Посещение утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, проводимых инструктором по физической культуре, с целью изучения используемых форм и методов по сохранению физического и психического здоровья детей. Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области здоровьесбережения. Взаимопроверка «Организация подвижных игр» |
Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры образовательной деятельности, самооценка, тестирование, взаимопроверка |
Старший воспитатель |
Система планирования работы с детьми по данной теме |
Наличие системы в работе. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Использование разных форм работы с детьми |
Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми |
Старший воспитатель |
Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение) |
Оснащение нестандартным спортивным оборудованием. Наличие необходимого оборудования и пособий, целесообразность их размещения, эстетика оформления, соответствие возрасту воспитанников. Наличие методического обеспечения |
Взаимопроверка |
Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре |
Взаимодействие с родителями (ведение соответствующей документации, наглядная пропаганда) |
Анкетирование родителей. Взаимодействие детского сада и семьи. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме. Формы работы |
Изучение и анализ |
Старший воспитатель |
Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Инструкция к пользованию тестом:
Соответствие уровня самооценки и педагогической компетентности (в баллах):
1–1,2 4–8;
2–3,4 5–9;
3–6,7.
Уважаемый воспитатель!
Мы предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада. Ваше согласие с суждениями отразите в графе («регулярно», «часто», «редко»), соответствующей Вашей профессиональной компетентности.
Ф. И. О. воспитателя
Суждение |
Регулярно |
Часто |
Редко |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса |
|
|
|
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке |
|
|
|
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки |
|
|
|
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка |
|
|
|
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни |
|
|
|
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД |
|
|
|
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей |
|
|
|
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: |
|
|
|
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: |
|
|
|
Уважаемые родители!
Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?
☐да;
☐нет.
2. Каковы основные причины болезни?
☐недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;
☐недостаточное физическое воспитание в семье;
☐и то, и другое;
☐наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?
☐да;
☐частично;
☐нет.
4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
☐соблюдение режима;
☐рациональное, калорийное питание;
☐полноценный сон;
☐достаточное пребывание на свежем воздухе;
☐здоровая, гигиеническая среда;
☐благоприятная психологическая атмосфера;
☐наличие спортивных и детских площадок;
☐физкультурные занятия;
☐закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
☐облегченная форма одежды для прогулок;
☐облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);
☐обливание ног водой контрастной температуры;
☐хождение босиком;
☐систематическое проветривание группы;
☐прогулка в любую погоду;
☐полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;
☐умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?
☐да;
☐частично;
☐нет.
7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?
☐да;
☐частично;
☐нет.
Спасибо за сотрудничество!
Консультация: Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников
Ситуации, кода воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить внимание каждому не получается? Или педагоги не включают способы поддержки индивидуальности и инициативности детей в план работы? Организовать этот процесс сложно, но еще сложнее проконтролировать. Предлагаем методические рекомендации по решению данной проблемы, проверенные на практике.
Карта выбора занятий
Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.
Внутренняя оценка качества образования в МБДОУ «Детский сад № 35» г. Сарова показала, что педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:
Поэтому встал вопрос, как организовать методическую работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей. Решить задачу помог анализ нормативных документов и методической литературы. Во ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:
Работу с педагогами по этим направлениям следует проводить в несколько этапов. Рассмотрим их подробно.
Задача старшего воспитателя на первом этапе — помочь педагогам принять ребенка как личность. Для этого необходимо сформировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Старший воспитатель может использовать разные формы работы.
Например, проведите дискуссию на тему «Современный ребенок: какой он?», в ходе которой педагоги сформулируют психологические особенности современного ребенка. Научить их активному слушанию в общении с детьми поможет психологический тренинг «Почувствуй ребенка: приемы активного слушания»
В ходе круглого стола с элементами тренинга на тему «Стратегии взаимодействия с детьми, имеющими особенности в поведении» разберите приемы работы с воспитанниками исходя из их индивидуальных особенностей.
Запланируйте открытые просмотры занятий, в ходе которых педагоги увидят эффективность приемов индивидуализации образовательного процесса. Например:
Разработайте совместно со специалистами алгоритм проведения психолого-педагогического мониторинга и отражения его результатов в картах индивидуального развития и в планировании индивидуального сопровождения развития детей.
Такой синтез идей поможет создать модель индивидуализации образовательного процесса и продумать варианты ее отражения в календарном плане.
Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанниковс рекомендациями.
Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.
Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.
Следующий этап — создать условия для выражения детьми мыслей и чувств. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.
Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезнои замкнутым, и гиперактивным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. Создайте творческую группу во главе с педагогом-психологом, которая ее разработает.
Проведите с педагогами мозговой штурм, психологическую коучинг-сессию «Мне нужна помощь взрослого!». Это даст возможность совместно определить условия для самовыражения воспитанников в конкретной группе.
Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Организуйте конкурс уголков для творчества. В процессе подготовки к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.
Обсудите проблему «Нужны ли в детском саду занятия с открытым концом?»В этом поможет метод «Квадро»: старший воспитатель ставит проблемный вопрос, а педагоги голосуют одной из карточек: 1 — «согласен»; 2 — «согласен, но...»; 3 — «не согласен»; 4 — «согласен, если...». Затем старший воспитатель объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организует дискуссию, в конце которой они делают выводы.
Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.
8 форм личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: — Организация кругов («Расскажи о себе, что хочешь», «Карусель ласковых имен», «Я — хороший друг, потому что...»). — «Стульчик именинника». — Маркеры обозначения личного пространства. — Индивидуальные коллекции. — Детские портфолио. — Экраны настроения. — Рубрика в фотогазете «Мы гордимся нашим ребенком» (ведут родители). — Пособия «Полянка достижений», «Кораблик успеха», «Герой дня», «Звезда недели» (педагог фиксирует каждый хороший поступок ребенка). |
Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии.
Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.
С помощью упражнения «Синтез идей» создайте каталог форм выбора деятельности в группе и объединения детей в микрогруппы.
Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.
Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности.
Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте с педагогами, какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть:
Если ребенка поддерживают — он учится ценить себя, если подбадривают — он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности. К нeдиpeктивным мeтoдaм взаимодействия мoжнo отнести: диaлoг c peбeнкoм, бeceдy на основе aктивнoго cлyшaния и пpимeнeния тeхники «Я-cooбщeний», пpинятиe нeгaтивных пpoявлeний y воспитанника и т. д.
Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, педагоги могут в ходе самообразования.
Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:
Чтобы решить эту проблему используйте эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.
Предложите родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге.Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.
Как и любое направление деятельности педагогов, поддержка индивидуальности и инициативы детей требует контроля на этапах планирования и реализации.
Написать отзыв