Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Погода

Анкеты

Статистика

Посетители
4
Материалы
110
Количество просмотров материалов
649715

Полезные ссылки

Профессиональное сообщество работников дошкольного образования        

  

 

 

 

 

 
 

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Новости 2024

Квадробинг – безобидное хобби или опасность?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Квадробинг - как модная субкультура тестирует российское общество

Не только в интернете, но и в парках, скверах городов всё чаще можно встретить детей и подростков в масках животных, с хвостами, ползающих на четвереньках и издающих звериные звуки. Это игра, вид спорта или субкультура? Что это явление приносит нашим детям: пользу или вред?

Квадробинг (от латинского quattuor — «четыре» и английского aerobics — «аэробика») представляет собой направление, предполагающее копирование поведения животных, в частности, передвижение на четырёх лапах. Этот тренд стал популярен среди детей в возрасте от 7 до 14 лет. Мальчики и девочки надевают маски животных, прикрепляют хвосты и воспроизводят повадки своих «братьев меньших» — прыгают, рычат, высовывают языки. Некоторые, согласно видео в интернете, полностью погружаются в образ, употребляя корм для животных и умываясь языком.

В СМИ весьма противоречивые отзывы об этом движении. Кто-то считает квадробинг полезным – он развивает интерес к повадкам животных, отрывает детей от телефонов, побуждает к движению, заставляет родителей проявлять креативность в подготовке костюмов и атрибутов. Кроме того, квадроберы легко заводят друзей, фактически сбиваясь в стаи, что помогает детям с проблемами в общении. Однако большинство людей с опаской смотрят на новомодное увлечение подрастающего поколения, справедливо считая, что люди должны оставаться людьми.Увлечением детей и подростков после видео, в которых мама и бабушка на поводках выгуливают детей, заинтересовались власти, в Государственной Думе высказалась об идее законодательно запретить квадроберов.

Сегодня российскую прессу заполнили материалы о том, что «дети-квадроберы - это психическая патология, поскольку не может нормальный человек вести себя как животное. Академик Российской академии наук (РАН), заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенкозаявил, что Квадробинг нельзя отнести к психическим заболеваниям.По словам Онищенко, вопросы вызывают родители квадроберов, а не сами они. А изучения требуют взрослые, которые ведут своих детей на поводке, унижая их, сказал академик.

Во-первых, для психиатров не существует точного определения, как именно должен вести себя «нормальный человек». Правильный ответ — многообразно. Во-вторых, “вести себя как животное” и идентифицировать себя с животным — не одно и то же. Нарушения идентификации, если это психопатология, характеризуются тем, что пациент не просто надевает не свойственную ему маску, меняет манеры поведения, а патологически вживается в эту роль, убежден, что он иной. Если же подросток то ходит «как нормальный» в школу, общается с друзьями, а то периодически «превращается в животное», означает для психиатра, что тот осознает, где он настоящий, а где играет в модную игру. Значит, эти проявления являются не психопатологическими симптомами, а феноменами культуры или психологическими, например, возрастными особенностями.

Директор Института клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой клинической психологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, доктор психологических наук, профессор Вера Борисовна Никишинаговорит: «Я вижу опасность в зоне самоидентификации. Вопрос о самоидентификации имеет определённую онтогенетическую траекторию, но базовых решений ребенок достигает уже в 2–4 года. Потом эти вопросы появляются, но с ответами мы не должны затягивать, иначе он всю последующую жизнь будет занят тем, что будет решать вопрос: кто же я? Уверена, что контроль необходим».

Доктор психологических наук, профессор МГППУ, профессор Московского инстиутта психоанализа Владимир Товиевич Кудрявцев в публикации «Российской газеты» так прокомментировал популярность квадробинга: «…важно понять, где грань, за которой заканчивается увлечение, где игра перерастает в шалость, а где маячит угроза психологической безопасности ребенка. Ведь манифестировать дитя начинает тогда, когда ищет себя, а квадробика и терианство — это яркий способ избегающего поведения. Им спасаются дети, которым не хватает внимания родителей, педагогов, а главное — признания ровесников. И когда квадробика развивает тело, компенсирует низкую самооценку и подражательные реакции ровесникам, она помогает искать себя. А вот, если ребенок начинает царапаться, есть из мисок, ходить на поводках и кусаться, это звоночки нарушения психики. Это побег от себя, точнее, от сепарации — психологического и эмоционального отделения ребенка от родителей. Он идет всю жизнь, но, если ребенку родители не уделяют должного внимания, сепарация может сбоить. Главное, что происходит с теми, кто заигрывается в перевоплощения в животных, — у них так растормаживаются сферы эмпатии и сексуальности. Это ведет к разрушению стыда, а чувство интимного стыда — один из главных показателей психической нормы».

Причины популярности:

  • Социальная привлекательность. Став частью субкультуры, подросток заводит друзей, учится взаимодействовать, имеет возможность заявить о себе.
  • Психологическая привлекательность. Современные дети и подростки проводят много времени в различных социальных сетях, реализуя потребность в общении. Часто выражают свои мысли, прячась под масками: на аватарках – ненастоящие фотографии, вместо имён – ники. Маски и атрибуты животных дают детям примерно ту же защиту – здесь также нет имен, а есть клички и маски.
  • Игровой аспект. Переход из дошкольного детства в подростковый возраст часто затягивается, задерживая ребенка в играх. Известно, что уже с младшего школьного возраста ведущим видом деятельности ребенка является учёба, но по факту люди играют почти всю жизнь, правда игры разные. Квадробинг дает возможность реализовать свои потребности в игровой деятельности.
  • Физическая активность. Дети и подростки имеют потребность в физической активности, но не всех интересует спорт или монотонные занятия физкультурой, а квадробинг дает возможность почувствовать приятную физическую усталость.
  • Потребность в острых ощущениях. Для квадроберов их увлечение – это экстрим с хорошим выходом адреналина.

Как видите, объяснения популярности имеются, но это увлечение не так безопасно, как кажется.

Что стоит за, казалось бы, безопасным, увлечением. Навязчивое подражание может указывать на проблемы с самовыражением и социальным взаимодействием. В некоторых случаях подражание животным может быть признаком психических расстройств. Особенно следует беспокоиться, если ребенок начинает есть из миски, спать на коврике. Также нужно бить тревогу, если ребенок отделяет себя от существа в маске: это не я укусил, а котик. Другими словами, принимая на себя роль, он отделяет себя от нее и не берет ответственность за последствия.

Когда дети ведут себя как животные в общественных местах, то вызывают негативную реакцию со стороны окружающих. Не хотелось бы, чтобы с детства за ребенком закрепился ярлык странного человека, а родители его сверстников стали ограждать своих детей от общения с квадробером. Увлечение пройдёт, а отношение останется.

Важно балансировать между принятием детского стремления к игре и контролем за потенциальными рисками. Нужно наблюдать и понимать, когда игра превращается в смысл жизни.

Что предпринять? Известно, всё запретное особенно привлекает, но, если родитель поддерживает такую самоидентичность, у ребенка не остаётся сомнений в том, что это нормально.

Если поведение чада вызывает тревогу, стоит обратиться к специалисту. Психолог сможет оценить ситуацию и предложить соответствующую терапию или методы по улучшению социализации ребенка.

Об опасности можно понять по нескольким признакам:

  • ребенок слишком увлекся квадробингом, перестал общаться с родными и друзьями, забросил другие интересы;
  • проводит очень много времени в образе животного, даже там, где это неуместно.
  • использует квадробинг как средство ухода от реальной жизни: шипит на родителей, прячется под кроватью и др.

Во-первых, стоит выяснить причины «животного» поведения сына или дочки: искренне, по-доброму расспросите, кто такие квадроберы, даже если это и так вам известно. Как будто вам действительно это интересно. Узнайте, есть ли имя у персонажа вашего ребенка, почему выбран именно он, чем обычно этот зверёк занимается, и почему ребёнку это занятие интересно – не хватает общения или просто понравившийся мальчик стал квадробером?

Во-вторых, обсуждайте с детьми их поведение, объясняйте границы и правила – так дети могут учиться понимать, когда их действия уместны, а когда – нет. Это поможет предотвратить недопонимание и повысит уровень комфорта как для детей, так и для окружающих. В конечном счете, подход к такому феномену, как квадроберы, должен быть комплексным и учитывающим индивидуальные особенности ребенка.

Источники:

  1. Садовникова С. Квадробинг – безобидное хобби или опасность? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kvadrobing-bezobidnoe-khobbi-ili-opasnost/(дата обращения: 23.10.2024).
  2. Квадробинг: мнения экспертов [Электронный ресурс] – URL: https://psy.su/feed/12642/#article__comments(дата обращения: 23.10.2024).