«Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду»
Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» является сохранение и укрепление здоровья детей, создание и поддержание здоровьесберегающей среды, формирование ценностных установок на здоровый образ жизни. Для этого в учреждении созданы санитарно-гигиенические условия по всех помещениях детского сада: созданы необходимые условия- на ведение образовательной деятельности- получено Санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, используемое для осуществления образовательной деятельности по реализации ООП ДО и дополнительных общеразвивающих программ по фактическим адресам ДОУ. Весь персонал ежегодно, согласно утвержденному графику проходит сан-гиг. подготовку. Требования к обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ, создание условий по охране жизни и здоровья воспитанников, охрану жизни и здоровья воспитанников в режиме дня, требования к безопасности во время организации питания, требования к оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул воспитанников, требования к организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни воспитанников, требованиям охраны труда, требования к организации и созданию условии для профилактики заболевании и оздоровления воспитанников, для занятия физической культурой и спортом, требования к организации профилактики несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ, требования к соблюдению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий регламентированы положение об организации охраны жизни и здоровья воспитанников Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» и представлено в модели оздоровительно-образовательного процесса ДОУ с распределение функциональных обязанностей педагогов ДОУ и медицинского персонала. Медицинской сестрой проводится комплексное непрерывное изучение здоровья воспитанников, а воспитателями создаются здоровьесберегающие безопасные условия в ДОУ.
Медицинский контроль работы в целом осуществляет медицинская сестра ОГБУЗ «Шелеховская РБ» в рамках Соглашения о сотрудничестве и порядке взаимодействия ОГБУЗ «Шелеховская РБ» о взаимодействии с образовательными организациями Шелеховского муниципального района. Контроль состояния здоровья осуществляет медицинский работник, контроль образовательного процесса- старший воспитатель, заведующий ДОУ. Контрольная деятельность регулируется положением о должностном контроле в ДОУ. Для учета общественного мнения представителей родительской общественности, в контрольных мероприятиях участвуют представители родительского комитета групп. В Детском саду ведется комплексное изучение здоровья воспитанников. С детьми подготовительных групп ежегодной проводится углубленный медицинский осмотр узкопрофильными специалистами ОГБУЗ «Шелеховская РБ» (Детская поликлиника). Результативность работы по сохранению и укреплению здоровья представлено в снижении уровня заболеваемости на 1 ребенка: 2019 год- 10,7, 2020 год-8,4, 2021 год-8,2. В Дорожной карте Программы развития "Использование инновационных форм взаимодействия с семьей как эффективного средства создания единого образовательного пространства МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида №6 «Аленький цветочек» на 2020-2022 гг.» предусмотрены мероприятия направления «Оздоровительно–образовательная деятельность ДОУ» нацеленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья участников образовательного процесса в пространственной триаде: « Педагог – ребенок – родитель», как приоритетное направление работы ДОУ в рамках РТИК ГАУ ДПО ИРО по реализации образовательного проекта по направлению: «Инновационные образовательные проекты, программы в рамках реализации ФГОС дошкольного образования». Работа представлена по блокам:
1. Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующееся мотивацией к здоровому образу жизни и ответственности за свое здоровье и здоровье детей через повышение профессионального мастерства педагогов в области здоровьесбережения, курсы повышения квалификации, самообразование в процессе исследовательской деятельности педагогов, ведении инструктором по физической культуре для педагогов динамических пауз, семинаров, практикумов, консультаций, тренингов по ЗОЖ.
2. В рамках программы «Здоровье дошкольника» в работе с детьми использование здоровьесберегающих технологий: - защитно-профилактическая (выполнение норм санитарно – эпидемиологических требований, проведение прививочной кампании, ограничение предельного уровня учебной нагрузки), технология сохранения и укрепления здоровья, включающая динамические паузы, закаливание, подвижные, спортивные игры, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковая, для глаз, дыхательная, корригирующая, ортопедическая, технологии обучения ЗОЖ – это физкультурные занятия, занятия из серии «Здоровье», проблемно-игровые коммуникативные игры, коррекционные технологии включающие: музыкотерапию, арт-терапию, сказкатерапию, внедрение и широкое использование нерегламентированных форм организации физкультурно – оздоровительной деятельности в рамках клуба «На зарядку становись!», "Оздоровительно-игровой час". Нам важно вовлечение семьи в реализацию проекта: информированность родителей о ходе реализации проекта и определение содержания физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях семьи, отработка оптимальных режимов и профилактика заболеваемости, мониторинг состояния психофизического развития воспитанников ДОУ и выявление «точек роста» в реализации проекта.
В плане материально-технического обеспечения в уголках для родителей созданы информационные и материально-технические условия (информационные стенды «Доктор советует» «Советы безопасности» и т.д.), в групповых помещениях для педагогического и обслуживающего персонала разработаны и утверждены инструкции. В работе с детьми, уделяется достаточно внимания формированию культурно-гигиенических навыков. Усилия по сохранению и укреплению здоровья, организации качественного питания, отдыха, релаксации, сна воспитанников – представлено в программе «Здоровье дошкольника» и плане работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников утвержденном режим дня ДОУ на каждый учебный год.
Коллектив ДОУ стремится сохранить и укрепить здоровье воспитанников ДОУ. Педагогическая поддержка осуществляется в личностно- ориентированном ключе, предполагающем основной задачей развитие индивидуальности ребенка. Результаты физического развития детей фиксируются медсестрой, воспитателями (антропометрические данные ребенка), диагностикой по физическому развитию ребенка по образовательной области «Физическое развитие», учет заболеваемости в каждой возрастной группе в тетрадях здоровья). Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха: для каждой возрастной группы имеются групповые ячейки, включающие: отдельное помещение для сна, бодрствования, буфетную, помещение для приёма детей, туалетную комнату. Групповые помещения оснащены сертифицированной современной мебелью, игровым оборудованием. Организованная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, которая предоставляет детям равные возможности для всестороннего развития. В каждой группе созданы различные центры активности:
– центр познания обеспечивает решение задач познавательно – исследовательской деятельности детей;
– центр детского творчества;
– игровой центр;
– центр литературного развития дошкольников;
– центр двигательной активности;
Центры оснащённые игровым, развивающим оборудованием в соответствии с видами детской деятельности, и учётом возрастных и гендерных особенностей.
Для проведения музыкальных и физкультурных занятий, проведения развлечений и праздников укомплектованы 2 музыкально-физкультурных зала (совмещенные).
Медицинский блок включает в себя медицинский кабинет, изолятор и приемную, который оборудован в соответствии с современными требованиям. Для обеспечения гигиены мягкого инвентаря оборудованы 2 постирочных и кастелянная, младшими воспитателями соблюдается график смены белья.
Комплекс здоровьесберегающих условий широко применяется на практике: занятия физической культурой с детьми проходят в совмещенных физкультурно-музыкальных залах, динамические паузы, комплексы различного вида гимнастик на занятиях в группах и кабинетах узких специалистов и в свободной игровой деятельности. Оздоровительно-игровые часы предусмотрены в режиме дня. Предусмотрено на договорной основе привлечение педагога Спортивного клуба единоборств «Феникс» для занятий с детьми.
Здоровью воспитанников уделяется достаточное внимание и педагогами групп: ведутся тетради здоровья, планы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с возрастными показателями.
Организация питания воспитанников ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН на основе утвержденного руководителем учреждения примерного 10-ти дневного меню. Круглогодично организовано 5-х разовое питание (завтрак, II завтрак, обед, полдник, ужин). Для приготовления блюд меню в учреждении имеются оборудованные необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием и инвентарём пищеблоки. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда соответствует установленным требованиям и находится в исправном состоянии. Ежегодно проводится обслуживание вентиляционных камер.
Питание воспитанников организовано в группах. В каждой группе имеется в соответствии с предъявляемыми требованиями оборудованная для хранения и мытья посуды буфетная.
Питание сотрудников также организовано централизованно и утверждено приказом заведующего. Качественные показатели процесса питания в ДОУ регулируются в Положении об организации питания. Для сотрудников пищеблока разработана и утверждена необходимая документации по соблюдению санитарных норм и правила во время приготовления пиши. Для соблюдения требований санитарного состояния пищеблоков и складских помещений -1 раз в полгода проводится плановая дератизация и дезинсекция пищеблоков и всех помещений детского сада в рамках Программы производственного контроля. Контроль выполнения мероприятий Программы осуществляется заведующим и медицинской сестрой.
В годовом планировании, документации педагогов и для родителей (законных представителей) отражены требования к организации всех режимных процессов, в том числе отдыха и сна. Пространство помещений для сна и отдыха тематически оформлены — это отдельные уютные помещения для того, чтобы дети могли ими воспользоваться, когда-то им необходимо во время всего пребывания в детском саду, в т.ч. и в сон-час.
Специальный уход для детей с ОВЗ или детей младшего дошкольного возраста обеспечивается. Вовремя адаптационного периода родители (законные представители) могут находиться в группе с ребенком в сопровождении педагога-психолога. А воспитателями ведутся адаптационные листы на каждого ребенка. Данный вид деятельности регламентирован Положением об адаптационном сопровождении.
С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения по направлению «Безопасность» в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.
Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях. На официальном сайте ДОУ в разделе "Страничка безопасности " для родителей, посетителей сайта, детей размещены видеоматериалы использования СВЭ, правила поведения, правила поведения людей при пожаре.
Организация медицинского обслуживания ОУ осуществляется в рамках соглашения с ОГБУЗ «Шелеховская РБ». Для осуществления медицинского сопровождения в детском саду работает медицинский кабинет. Порядок работы кабинета представлен в Положении о медицинском кабинете Право ведения медицинской деятельности регламентировано лицензией по направлениям-сестринское дело в педиатрии, доврачебная помощь. С учетом мнения и пожелания родителей медицинской сестрой ежедневно проводится осмотр детей, контролируется утренний фильтр. Ведется анализ заболеваемости и планируются профилактические мероприятия. В связи с отсутствием процедурного кабинета в медицинском блоке, согласно договору, иммунизация и медицинские обследования проводятся в Шелеховской поликлиники по направлению медицинского работника.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
• меры по антитеррористической защищённости;
• меры по противопожарной безопасности;
• меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
• меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
• меры по охране труда и техники безопасности;
• меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).
Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:
1. Создание нормативно – правовой базы.
2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
3. Работа с персоналом.
4. Работа с родителями.
5. Работа с детьми.
В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:
• законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности;
• нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении;
• информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).
Разработаны и согласованы Паспорта безопасности на здания детского сада.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана Программа производственного контроля.
Обеспечен допуск на работу сотрудников при наличии справок МВД об отсутствии судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.
По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:
1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица;
2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание;
3. Приказы об организации эвакуации детей и сотрудников (при пожаре, ЧС и т.д.).
4. Приказ о противопожарном режиме ДОУ;
5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование;
6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса;
7. Разработаны и утверждены планы эвакуации;
1. Разработаны и утверждены инструкции;
2. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию ДОУ осуществляется вахтерами.
Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.
Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.
Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.
Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.
Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:
1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись;
2. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа;
3. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи;
4. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица;
5. Оформлены информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки;
6. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время;
7. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами;
8. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания;
9. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний;
10. Работники проходят плановые медицинские осмотры.
С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.
Взаимодействие с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.
Консультации:
"Бережем здоровье с детства" |
"Витамины для здоровья" |
"Веселая зарядка против частых простуд" |
С 28 января 2020 года в целях совершенствования организации питания в учреждении, обеспечения воспитанников здоровым питанием, в соответствии с разработанным рационом питания, у нас вводится новое примерное десятидневное меню , утвержденное приказом Управления образования Администрации Шелеховского муниципального района от 22.01.2020 г. № 38.